НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ «ВА-ЙХЪИ ЯААКОВ»


суббота 17 тевета 5764
10 января 2004
Газзан Аврагъам Кефели

Раздел «ВаЙхъи» заключает первую книгу Торы «Берешит» и подводит итоги, потому в нём мы найдём предсказания Яаакова, праотца нашего мир праху его, о будущем сынов израилевых в конце дней, (т.е. когда начнут сбываться пророчества). Таким образом слова его имеют следующий смысл:

1) об Руувене его первенеце: «Руувен, первенец мой! Ты--крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, --не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел.» - разъяснение абзаца присутствует в Гагиографах как написано: «Сыновья Руувена, первенца Израилева, --он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Йосефа, сына Израилева, с тем однакож, чтобы не писаться им первородными» (Дивре гъай-ямим 1, 5-1);

2-3) Шымъон и Леви - братья, орудия жестокости мечи их; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле." (глава Берешит 49-3,4) – братья эти одинаковы по своей природе и потому проигрывают вместе, поэтому их исправление заключается в их разделении, которое и происходит впоследствии при разделении страны Израиль на колена: т.о. на поселения Шымъона выпала участь быть между владениями Югъуды, называевыми именем Яааков; а Леви дали 48 города между коленами Израиля.

4) Югъуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. (глава Берешит 49-8)- будет выходить всегда первый на битву и враги его будут бежать от него; ещё один смысл найдём также в следующем абзаце: «Не отойдет скипетр от Югъуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.» (глава Берешит 49-8) – из его чресл произойдёт царь Давид (молодой лев) и царствование не отойдёт от него вплоть до прихода мессии.

5) Зевулун – предшествует Йиссахару из за того что по природе своей он - муж битвы: «Зевулун--народ, обрекший душу свою на смерть.» (Шофетим 5-18), потому удел ему дан на взморье – место торжища и битвы; и, как контраст к нему -

6) Йиссахар- любит затишье: «И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани». (там же) - и предпочтёт давать дань царю Израиля чтобы не выходить на битву; по причине же данному ему затишья и тучности его земли, выбрал своим уделом изучение мудрости.

7) Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; (там же) - несмотря что он по сути сын служанки, ему был дан флаг среди колен Израиля, и от него произойдёт силач Шымшон (Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.) который будет судить народ Израиля как сын госпожи.

8) Гад, --толпа будет теснить его,. (там же) - если вдруг нападёт батальон – тот быстро соберётся и победит (но он оттеснит ее по пятам);

9) Для Ашера--слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства – земля Ашера по своей тучности будет соответствовать рангу государя, потому Ашер будет поставлять продукты для царского стола.

9) Неффалим—дикая газель, (там же) - подобно тому как газель не вредит жизни других животных, так же – и у него нет врагов, дающий прекрасные изречения—намек на Девору.

10-11) Иосиф--отрасль плодоносного [дерева], отрасль плодоносного [дерева] над источником; (там же) - несмотря что он такой же сын как и остальные колена, тем не менее он наследует два удела (по закону первенца), девушки шагают под стеною; - т.к. несмотря на то, что был внешне настолько красив, что девушки поднимались на стену, чтобы лицезреть его – он смог побороть свой инстинкт (в отличии от Руувена и Югъуды). и на темени избранного между братьями своими - намек на то что Йогъошува произойдёт от Эфраима, а Гидоон – от Менашше.

12) Биньямин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добыч -. Подобно тому как волк ходит после льва и кушает его добычу, так же и он ходит после Югъды, т.е. царство в Израиле будет распределяемо между домом Югъуды и Биньямина..Утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. Утро - намек на время царя Шауля (начало царства Израиля), и вечер - намек на Мордехая (время изгнания).

Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.- как противопоставление системе небесных тел (знакам Зодиака, в которые верят остальные народы), которую побеждает Всевышний.

Hosted by uCoz