суббота 27 менахема-ава 5764
14 августа 2004
автор - газзан Аврагъам Кефели (Ашдод)
В разделе «Экев» были сформулированы заверения Всевышнего и Его благословения, которые сбудутся только и лишь только при условии, если сыны израилевы сохранят заповеди, законы и законодательства, которые были даны Господом в на горе Хорев (Синай).
А так как все эти благословения и проклятия зависят от соблюдения нами заповедей Всевышнего, в самом начале главы «Экев», представляющего собой введение в раздел, учитель наш Моше (мир праху его!) даёт определение благословению и проклятию, которые будут расширены в разделе «Ки таво», и дает возможность выбирать между добром и злом, как написано: «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.» (Деварим глава 12 абзац 28).
Далее будет объяснено, что представляют из себя понятия «добро» и «справедливость».
В главе 12 : «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле.» (1) здесь будут раскрыты заповеди, выполнение которых возможно исключительно на Земле Обетованной:
1) искоренить идолопоклонство, как написано: «И побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.» (Ишайя глава 37 абзац 19);
2) искоренить места идолопоклонства, как написано: «и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.» (3);
3) искоренить названия идолов и служения им, как написано: «и истребите имя их от места того» (там же), дабы не вспоминали их впредь иначе как ругательством;
4) не делать то, что делали идолопоклонники: «Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего»;
5) не увеличивать колличество мест служения Господу, служить Всевышнему лишь в Избранном для этой службы месте, как написано: «но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,» (5) - Здесь же были установлены категории жертв в Храме: «всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;» (6);
6) После предостережения приносить жертвы в любом другом месте, Св. Писание разрешает сынам Израиля есть обыденное мясо (не жертвы) в воротах города, как написано: «Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей;» (21). Особо укажем ,что здесь, при разрешении в пищу обыденного мяса, мы не найдем предназначения запрещённых в жертвах 6 видов внутреннего жира, за исключением крови, как написано: «только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду;» (22-23);
7) «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.» (Деварим глава 12 абзац 32). Ибо даже: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им', --то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;» (13;1-3).
8) «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;» (Деварим глава 14 абзац 1) потому что по сравнению с другими древними народами, для которых смерть полная потеря, сыны Израиля наследуют место в загробном мире, и не следует им подобно другим делать отметки на теле, и не выстрегать лысины как принято в обычае идолопоклонников;
9) «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;» (Деварим глава 14 абзац 1) - здесь уточняет Св.Писание категории животных, птиц и рыб чистых и скверных. Здесь же найдём запрет на употребление в пищу растерзанных животных, как написано: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.» (14;21).
После того, как предостерегло Св. Писание от идолопоклонства и предписало локализацию службы Всевышнему в избранном месте, а также полное искоренение всех следов идолопоклонства в наруде, как снаружи так и внутри, - уточняет Св.Писание то, чем именно обязанны служить сыны израилевы в Храме:
1) «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно,» (Деварим глава 14 абзац 22) «И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.» (Деварим глава 14 абзац 27) потому что его очередь она его река, и он будет преподавать тебя служить Господь Всевышнего, что «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.» (14; 28-29).
2) «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно,» (Деварим 14:22);
3) «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;» (15:7-8);
4) «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;» (15:12);
5) «Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего;» (15:19);
6) «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.» (16:1-2);
7) «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве;» (16:9-10).
8) «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;»
Резюме: Если первая часть раздела целиком предостерегает нас от идолопоклонства, вторая часть обучает каким образом любить Всевышнего. Любовь эта выражается по преимуществу в любви к ближнему, помощи бедному, сироте и вдове, пришельцу и левиту, у которого нет своего надела среди других колен Израиля (об этом говорят заповеди: десятина, шемита, запрет сжимать руку чтобы не дать милостыню, первые плоды), а также в вере во Всевышнего и Его единство (заповеди: первенецы, месяц АВИВ, соблюдение праздников Шавуот и Суккот). Поэтому, если мы удалим из своей среды все виды идолопоклонства (которые выражается в настоящее время в других видах, как например: гонение за деньгами, теле- и нарко-мания и так далее) и будем заботится о службе Всевышнему (будем молиться, хранить ритуальную чистоту, будем делать добро и милость с окружающими нас) то получим от Всевышнего истинную плату, благодаря которой будем существовать вечно. Благословен Господь навеки, аминь и аминь!