НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "РЕЭ"


суббота 27 менахема-ава 5764
14 августа 2004
автор - газзан Аврагъам Кефели (Ашдод)

В разделе «Экев» были сформулированы заверения Всевышнего и Его благословения, которые сбудутся только и лишь только при условии, если сыны израилевы сохранят заповеди, законы и законодательства, которые были даны Господом в на горе Хорев (Синай).

А так как все эти благословения и проклятия зависят от соблюдения нами заповедей Всевышнего, в самом начале главы «Экев», представляющего собой введение в раздел, учитель наш Моше (мир праху его!) даёт определение благословению и проклятию, которые будут расширены в разделе «Ки таво», и дает возможность выбирать между добром и злом, как написано: «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.» (“Деварим” глава 12 абзац 28).

Далее будет объяснено, что представляют из себя понятия «добро» и «справедливость».

В главе 12 : «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле.» (1) – здесь будут раскрыты заповеди, выполнение которых возможно исключительно на Земле Обетованной:

1) искоренить идолопоклонство, как написано: «И побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.» (Ишайя глава 37 абзац 19);

2) искоренить места идолопоклонства, как написано: «и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того.» (3);

3) искоренить названия идолов и служения им, как написано: «и истребите имя их от места того» (там же), дабы не вспоминали их впредь иначе как ругательством;

4) не делать то, что делали идолопоклонники: «Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего»;

5) не увеличивать колличество мест служения Господу, служить Всевышнему лишь в Избранном для этой службы месте, как написано: «но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,» (5) - Здесь же были установлены категории жертв в Храме: «всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;» (6);

6) После предостережения приносить жертвы в любом другом месте, Св. Писание разрешает сынам Израиля есть обыденное мясо (не жертвы) в воротах города, как написано: «Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей;» (21). Особо укажем ,что здесь, при разрешении в пищу обыденного мяса, мы не найдем предназначения запрещённых в жертвах 6 видов внутреннего жира, за исключением крови, как написано: «только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду;» (22-23);

7) «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.» (“Деварим” глава 12 абзац 32). Ибо даже: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им', --то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;» (13;1-3).

8) «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;» (“Деварим” глава 14 абзац 1) – потому что по сравнению с другими древними народами, для которых смерть – полная потеря, сыны Израиля наследуют место в загробном мире, и не следует им подобно другим делать отметки на теле, и не выстрегать лысины как принято в обычае идолопоклонников;

9) «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;» (“Деварим” глава 14 абзац 1) - здесь уточняет Св.Писание категории животных, птиц и рыб чистых и скверных. Здесь же найдём запрет на употребление в пищу растерзанных животных, как написано: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.» (14;21).

После того, как предостерегло Св. Писание от идолопоклонства и предписало локализацию службы Всевышнему в избранном месте, а также полное искоренение всех следов идолопоклонства в наруде, как снаружи так и внутри, - уточняет Св.Писание то, чем именно обязанны служить сыны израилевы в Храме:

1) «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно,» (“Деварим” глава 14 абзац 22) «И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.» (“Деварим” глава 14 абзац 27) потому что его очередь она его река, и он будет преподавать тебя служить Господь Всевышнего, что «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.» (14; 28-29).

2) «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно,» (Деварим 14:22);

3) «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;» (15:7-8);

4) «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;» (15:12);

5) «Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему: не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего;» (15:19);

6) «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.» (16:1-2);

7) «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве;» (16:9-10).

8) «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;»

Резюме: Если первая часть раздела целиком предостерегает нас от идолопоклонства, вторая часть обучает – каким образом любить Всевышнего. Любовь эта выражается по преимуществу в любви к ближнему, помощи бедному, сироте и вдове, пришельцу и левиту, у которого нет своего надела среди других колен Израиля (об этом говорят заповеди: десятина, шемита, запрет сжимать руку чтобы не дать милостыню, первые плоды), а также – в вере во Всевышнего и Его единство (заповеди: первенецы, месяц АВИВ, соблюдение праздников Шавуот и Суккот). Поэтому, если мы удалим из своей среды все виды идолопоклонства (которые выражается в настоящее время в других видах, как например: гонение за деньгами, теле- и нарко-мания и так далее) и будем заботится о службе Всевышнему (будем молиться, хранить ритуальную чистоту, будем делать добро и милость с окружающими нас) – то получим от Всевышнего истинную плату, благодаря которой будем существовать вечно. Благословен Господь навеки, аминь и аминь!

Hosted by uCoz