суббота 13 ава 5764 года
31 июля 2004
газзан Абрагъам Кефели (Ашдод)
После того, как в разделе «Деварим» была рассмотрена причина, по которой сыны израилевы задержали свое вступление в Ханаанскую землю и провели сорок лет в пустыне, в разделе «Ва-Этхъаннан» наш учитель Моше (мир праху его!) умоляет (Ва-Этхъаннан) Всевышнего войти в Св. Землю. Но, не смотря на его высокое положение, Господь не внемлит к его просьбе: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Бе-Мидбар 23:19). Поэтому, из-за приговора, вынесенного нашему вероучителю Моше (мир праху его!), по которому он не сможет войти в землю Израиля, здесь появилась потребность объяснить Тору сынам израилевым, которые войдут в Землю Обетованную уже без него.
Здесь объясняются законы и законодательства, как написано: «Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.» (Деварим глава 4 абзац 1). Как видно из этого абзаца, законы поставлены здесь перед законодательствами по той причине, что законы постоянны, а законодательства понадобятся лишь в случае судебных разбирательств.
Учение Всевышнего было дано при весьма великом и чудесном обстоятельстве, при передаче Торы на горе Синай, при огне и молниях, с помощью пророка Моше (мир праху его!). Это то самое учение, которое не постигнет предельность человеческого разума. Именно вместе с передачей этих заповедей с ними был заключен Союз, сущность которого и заключается в Десяти Заповедях (Декалог).
Поэтому, центральное место в Разделе в разделе занимает декларирование «Десяти Заповедей», которое почти не отличается от их декларирования в главе «Йитро». Но все же есть небольшие отклонения в тексте, которые не влияют на их сущность:
Раздел Йитро |
Раздел Ва-Этхъаннан (Деварим 5) |
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,(4). |
Не делай себе кумира, никакого изображения того, что на небе вверху (8) |
Помни день субботний, чтобы святить его; (8). |
Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; (12) |
Память восстановление (запоминание) одного из другого, т .е. счет дней недели восстанавливает в памяти день субботы. Здесь дано слово «помни», потому что те чудеса и знамения, которые были совершены в Египте совсем недавно являются корнем и знаменателем Веры в «Создание Вселенной» (Хиддуш гъа-Олам»). Потому и подчеркнут здесь смысл «Запоминания Субботы» по причине «Создания Вселенной в шесть дней Первоздания», ибо «Тот кто не признает субботу не верит в Создание Вселенной. Тот же, кто не верит в «Создание Вселенной» - отрицает существование «Создателя Вселенной». |
Наблюдение осуществление мысли из потенциала в действие. Теперь, когда прошло время с Вывода народа Израиля из Египта, Всевышний напоминает им это важное событие. |
А день седьмой--суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (10-11). |
Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой--суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. (13-15). |
Смотри выше. |
Есть мнение, что «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой,» - были добавлены здесь по той причине, что поколение пустыни не нуждалось в посеве обработке почвы с помощью животных. |
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.(12). |
Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (16). |
13 Не убивай 14 Не прелюбодействуй 15 Не укради |
17 Не убивай. И не прелюбодействуй. 19 И не кради. |
Не произноси ложного (ШЕКЕР) свидетельства на ближнего твоего. |
Не произноси напрасного (ШАВ) свидетельства на ближнего твоего. (17). |
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.(17). |
Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. (18). |
Желания не во власти человека, ибо просыпаются внутри него по причине его природы. Здесь было добавлено также и «поле», т. к. сынам израилевым предстояло в ближайшем будущем делить между собой земельные наделы. |
Декалог основа всех заповедей Торы. В нем деяния человека делятся на
3 вида:
1) между человеком и Его Создателем (первые 4 заповеди);
2) между человеком и ближними дома его (5);
3) между человеком и посторонними людьми (6-10).
А способа деяний три:
1) действие;
2) разговор;
3) мысль.
Поэтому, предупреждает Св.Писание сыновей израилевых, чтобы те не сделали себе никакого изображения; ибо не видели никакого изображения в день Получения Торы, не из ходящего по земле, не из летающего по небу, не из плавающего в воде; А также предостерегает их от поклонения небесным светилам (большие светила и звезды), ибо видно человеку, что есть от них польза для жителей Низшего Мира. Поэтому нужно беречься чтобы не склонилось сердце наше к любым видам идолопоклонства, чтобы не уйти за этот грех в изгнание к другим народам.
Резюме: важно знать и соблюдать законы и законодательства, данные нам в Торе: «Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.» (Деварим глава 4 абзац 6) - так как все народы следуют за своими чувствами (то, что мы чувствуем с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания и нюха). В отличии от них, Господь Бог дал сынам Израиля путь для истинного понимания существования Всевышнего с помощью Его реального Провидения, посредством которого были сделаны знамения и чудеса. Поэтому и выбрал Всевышний народ Израиля для того чтобы Его постоянное Провидение сопровождало нас всегда. Цель же заповедей - победа души, которая вечна. Таким образом абзац: «Слушай Израиль... И возлюби...» - суммирует главные заповеди Торы, потому что служение Всевышнему выражается в соблюдении Его заповедей.
Благословен Господь навеки. Аминь и аминь!