суббота 6 ава 5764
24 июля 2004
автор газзан Аврагъам Кефели (Ашдод)
Книга «Деварим» - последняя (пятая) книга Торы. Смысл её выражается в чтении молитвы «Шэма Йисраэль», представляющую собой пятое из пяти святословий по молитвенному обряду нашей общины. Ниже дан его текст:
4 |
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; |
5 |
и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. |
6 |
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. |
7 |
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; |
8 |
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, |
9 |
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих. |
(Деварим глава 6).
После чтения «Шэма» по обычаю всегда следует предостережение о соблюдении заповедей Торы, как написано: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им;» (Деварим глава 11 абзац 16), данное в книге «Деварим» перед вступлением сынов израилевых в землю Обетованную, ибо знал Всевышний, что отступят сыны израилевы от Его заповедей и будут служить богам иным. Потому, книга «Деварим» почти вся целиком посвящена этому предостережению и подчёркивает нам, что Всевышний - Един, потому запрещено служить иным богам любым способом.
Дата событий, разворачивающихся в книге «Деварим» дана в начале раздела, как написано: «Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.» (Деварим глава 1 абзац 3) это значит, что все содержание этой книги было сказано учителем нашим Моше (мир праху его!) за один месяц до их вступление в Израиль.
Потому и задача, которую поставил перед собой наш вероучитель Моше (мир праху его!) - напомнить о том, что произошло в народе 39 год назад, ту причину, по которой сыны израилевы не смогли войти в землю и задержались на сорок лет в пустыне, то почему они опоздали.
Особо укажем, что чтение воспоминаний данных событий падает на месяц «ав», в который сыны израилевы рыдали напрасным плачем, как написано: «И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам.» (Деварим глава 1 абзац 45). Именно в этот месяц «ав» в будущем будет разрушен Св. Храм и уведён в галут (изгнание) народ Израиля.
В книге «Деварим» упомянуты так же божественные знамения, сделанные с сынами израилевыми в пустыне при их выходе из Египта, потому что цель исполнения этих чудес является понятие Господа (Благословенно Имя Его) и Его деяний в этом мире, смысл действительности которого - ЧЕЛОВЕК.
Кроме тех заветов, которые были даны ранее и были повторены здесь для того, чтобы не забылись у нового поколения, в книге «Деварим» были даны также и другие заповеди, которые не были упомянуты прежде, как например: Йебум (левирас), судьи и городовые, система войн (по обязанности и по разрешению), развод, «Пара Адума» (рыжая корова) и законы царствования царя, который будет властвовать, добавление заповедей любви Всевышнего, и предостережения идолопоклонства, и законы о ссорах и повреждениях, законы о том, с кем запрещено вступать в брак:
2 |
Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. |
3 |
Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, |
(Деварим глава 23 абзац 1-3).
Резюме: Смысл заповедей книги «Деварим» заключается в предостережении народа, чтобы они не служили богам иным, любили Всевышнего всем своим сердцем, а так же распоряжения о покорении Св. Земли - как распоряжаться ей после того как покорят её, ибо лишь только соблюдением заповедей Всевышнего преуспеют они во всём, и удостоятся войти в Мир Грядущий, который суть и основа всей Торы.
Благословенный Господь навеки, аминь и аминь.