Суббота 12 элула 5764 г.
1 сентября 2004 г.
автор - газзан Аврагъам Кефели (Ашдод).
В недельной главе Торы "Ки тече" ("Когда выйдешь на войну") найдем абзац: "Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого . ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя." ("Деварим" глава 23, абзацы 10, 15)- отсюда видно, что сыны израилевы обязанны хранить святость в своём лагере, и особенно - во время войны.
В разделе "Ва-Этхъанан" уже было упомянуто, что все заповеди Торы построены тремя способами:
1) между человеком и его Создателем;
2) между человеком и ближними дома его;
3) между человеком и всем окружающим миром (животным и растительным).
Поэтому, после того, как в предшествующей главе нам были напомнены заповеди из категории: "человек и его Создатель" нарушение которых является скверной для Всевышнего, в недельной главе Торы мы узнаем о сквернах Всевышнего из двух оставшихся видов: 2) между человеком и ближними дома его; 3) между человеком и всеми людьми и тварями в мире (животный и растительный мир).
Начинается недельная глава Торы с абзаца: "Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен," ("Деварим" глава 21 абзац 10), который является логическим продолжением предшествующего раздела, в котором были назначены законы "битвы по обязанности" и "битвы по разрешению".
Напомним, что в "битве по обязанности" (против семи ханаанских народов), нельзя оставлять в живых ни души (из-за их склонности к язычеству и извращённых нравов, из-за чего собственно они и были изгнаны со Святой Земли). В "битве по разрешению" (против дальних народов), разрешено брать в плен женщин и детей.
Поэтому, в начале раздела найдём закон о женщине-невольнице красивой внешности, на которой может жениться сын израиля при том условии, что она примет гиюр.
После этого следуют законы "между человеком и ближними дома его": 1. Венчания, обручения и развода, как дано ниже:
1) Если у кого будут две жены-одна любимая, а другая нелюбимая,
и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой,
-то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой
дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать
сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо
он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства. (Деварим 21:15);
2) Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее,
и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет:
`я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства', (22:13-14);
3) Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно
предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби
зло от Израиля. (22:22);
4) законы, касающиеся девственницы (свободной и обручённой),
которая была изнасилована (Деварим 22:23-29);
5) категории, запрещённые для вступления в брак - как например:
кровосмешения и их отпрыски (мамзеры), те "у кого раздавлены ятра или отрезан
детородный член", сын блудницы, "Аммонитянин и Моавитянин" (23:1-2). А также
категории, разрешённые для вступления в брак, как например: "Не гнушайся Идумеянином,
ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его;
дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне."
(23:7-8);
6) Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно
быть блудника из сынов Израилевых.
2. В разделе найдём также другой вид заповедей "между человеком и ближними дома его" - "отцы и дети", как например:
1) "Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего
и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их," (21:18);
2) "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть
наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое
преступление." (24:16).
С другой стороны, в разделе особо подчёркнут тип заповедей "между человеком и внешним миром", т. е. законы человечности и гуманизма, как например:
1) "Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен,
и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби
его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и
не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел." (21:23);
2) "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их,
правого пусть оправдают, а виновного осудят; и если виновный достоин будет побоев,
то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по
счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат
твой не был обезображен пред глазами твоими." (25:1-3);
3) "Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы
не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него." (22:8);
4) "Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом,
чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет
тебе залог свой на улицу;" (24:10-11);
5) "Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но
серпа не заноси на жатву ближнего твоего." (23:25);
6) "В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; в доме твоем
не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая; гиря у тебя должна быть точная
и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились
дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе." (25:13-15);
7) "Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому
научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; помни,
что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта." - злословии
(24:8-9);
8) "Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых,
и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и [так]
истреби зло из среды себя." (24:7);
9) "Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог;"
(24:17);
10) "Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев
твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;" (24:14);
11) "Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй
их, но возврати их брату твоему;.. Когда увидишь осла брата твоего или вола
его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе." (22:1,4);
12) "Не заграждай рта волу, когда он молотит." (25:4);
13) "Не паши на воле и осле вместе." (22:10);
14) "Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на
земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери
матери вместе с детьми:" (22:6);
15) "Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе
заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего]."
(22:9);
16) "Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе."
(22:11);
Резюме: заповеди, данные в недельной главе торы - были даны ради человека, и их воздаяние - продолжительность жизни (как в заповедях "о птичьем гнезде" и "о верности веса и весов", как написано: "чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе." (25:13-15), и благословение, как написано: "чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих." (Деварим глава 24 абзац 19). Поэтому, как исполнение этих заповедей несёт благословение еврейству, так и их нарушение несёт проклятие, как написано: "ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел." (21:23);" и скверна, как написано: "ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие." (Деварим глава 22 абзац 5), "ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду." (т. ж. глава 22 абзац 15), "ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим." (глава 23 абзац 18). Поэтому, после обязанности быть осторожными в наших страстях во всех категориях мерзостей идолопоклонства, являющихся главой нечистот, должны мы хранить заповеди "между человеком и ближним его". Соблюдение этих заповедей нашло себе выражение в заповеди одевания ЧИЧИТ, как написано: "Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься." ("Деварим" глава 22 абзац 12), и это потому, что их видение напоминает нам о нашей духовной и плотской святости, связанных воедино. И это для того, чтобы мы всегда аккуратно соблюдали заповеди Господа и старались соблюдать их всеми нашими силами и всей нашей душою, ради любви к нашему Всевышнему Господу и познания Его во все наши дни.
Благословенно Имя Его вовеки! Амен и Амен!