НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «МАТТОТ» и «МАСЪЭ»


четверг 21 тамуза 5764
10 июля 2004
автор - газзан Аврагъам Кефели (Ашдод).

Раздел «Маттот».

В данном разделе будет вестись речь об обетах: «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою» (Бе-Мидбар глава 30 абзац 3).

Обеты были употребительны ещё перед Дарованием Торы, как написано: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.» (глава Берешит глава 28 абзац 20-22), но тем не менее закон о том как поступать при обетах до сих пор не был освещён, поэтому, с Дарованием Торы Господь Бог заповедовал и пояснил человеку в ясной и точной форме, и дал ему грани, чтобы знал человек, каким образом надо ему себя вести в том или ином случае и деле, будь то мужчина или женщина, девочка (незамужняя) или замужняя, вдова или разведенная и так далее.

В данном разделе мы узнаем о:

1) обете - обязательстве человека, достигшего совершеннолетия, перед его Создателем (Благословенно Имя Его!) при определённом условии, как например сказано выше: «Если Бог будет со мною… я дам Тебе десятую часть.» (там же). Если условие осуществится, человек будет должен выполнить свой зарок, а если нет - не должен, однако своим выполнением его может приблизить выполнение условия обета.

2) клятва-зарок на душу, как написано: «Или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою» (Бе-Мидбар глава 30 абзац 3) - обязуется воздерживать себя от какого либа удовольствия, как например поститься или не есть мяса, или не пить вина и тому подобное.

3) обет женщины или девочки – может быть отменён мужем или отцом (незамужней девушки), но если тот, услышав промолчит – обязана выполнить свой обет.

4) не может быть отменён обет вдовы или разведенной.

Всякий обет, противоречащий соблюдению заповедей Торы, или обет, который может подвергнуть опасности человека, недействителен и аннулирован с самого начала.

Нельзя заменять предмет обета на какой либо другой предмет или отменять его, как написано: «То он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.» (Бе-Мидбар глава 30 абзац 3).

Наши мудрецы (мир их праху!) сильно критиковали раввинистов за то что они отменяют обеты в молитве «Коль нидре» на Судный День (Йом Киппур): «Все обеты и запреты, и клятвы, и отлучения, и отказы, которые мы давали и клялись, или запрещали и возлагали на себя со дня прошлого Судного Дня и до нынешнего Судного Дня… Во всех них мы раскаиваемся. Да будет Божья Воля на то, чтобы все они были аннулированы и выброшены, не верны и неустойчивы….» (молитва «Коль Нидре», Йом Киппур) - ибо это противоречит написанному в Св. Писании: «То он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.» (Бе-Мидбар глава 30 абзац 3).

Раздел «Масъэ».

В разделе «Масъэ» будет напомнен маршрут сынов израилевых в пустыне в течение всех 40 лет, ибо есть переходы, которые не были упомянуты по порядку, как например: Чалмон и Понон. Однако есть и такие, которые упомянуты по порядку, но не вошли сюда, однако включены под другими названиями, как например: Алмон и Дивлатайма, включающие в себя Беэра и Маттана, Нахълиэль и др..

С абзаца: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение; и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее; кому где выйдет жребий, там ему и будет [удел]; по коленам отцов ваших возьмите себе уделы;» (Бе-Мидбар глава 33 абзац 51-54) – будет уточнён способ распределения земли по коленам и её пределы.

Предоставление города левитам занимает особое место в разделе, как написано: «Повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам: города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их;» (Бе-Мидбар глава 35 абзац 2), и это потому что левиты, как пришелец и вдова, считаются слабым пластом общества, так как у них нет наследия, данного им во владение, ибо Господь – их наследие.

Как логическое продолжение этой темы, здесь будет вестись речь так же о городах-убежищах (те самые города, предоставленные левитам), в которые сможет убежать совершающий убийство по оплошности.

Вызывает также интерес вопрос дочерей Челофхъада, связанный с законами наследства и получением во владение земли.

Вывод: Два последние раздела книги «Бе-Мидбар» обсуждают распределение земли перед вступлением сыновей израилевых в Землю Обетованную. Её наследие не прийдёт само собой, но лишь при том условии, что мы будем беречь соблюдать все заповеди, данные в Торе – и таким образом удостоимся унаследовать бессмертие, которое получит во владение душа. Ибо именно в бессмертии души и заключается суть всех заповедей Тора. Она и есть подлинное наследие человека.

Hosted by uCoz