НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "ВА-ЙАКГЕЛЬ"


суббота 28 адара 5764
20 марта 2004
автор-газзан Аврагъам Кефели (Ашдод )

Смысл слова «Ва-Йакгъель» - в том, что Моисей, наш учитель (да будет мир с ним!), собрал общину сынов израилевых чтобы собрать с них пожертвования и сделать Св. Обитель . Таким образом пожертвования были двух типов:

1) от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. (Шемот 25:2) - это категория людей которые жертвуют без клича, по доброте своего сердца;

2) пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их; (Шемот 30:12 , раздел "Ки Тисса") всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; (там же 14) - это категория взноса-обязанности .

Тем не менее первая категория пожертвования (по милости) превосходит тип второй (по обязанности) , так же и плата обоих неодинаковая : 1) благословение (воздание в изобилии) Всевышнего; 2) искупление душ , чтобы не было, не дай Бог, порчи на человеке на членах его семейства. Но несмотря на то, что первый тип превосходит второй – пусть не подумает человек , что первым он освобождён от второго, - но в первую очередь даст пожертвование-повинность, выкуп души, а затем даст по милости (усердию) своей (для благословения) .

Также мы увидем в разделе, что пожертвование принимается не только от мужчин , но и от женщин : «И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу» (Шемот 35:22) - ибо все драгоценности эти предназначены для женщин (хъахъ - драгоценность в носе , кумаз - драгоценность на ноге) . Из женских зеркал же , в которых они прихорашивались : «И сделал умывальник из меди и подножие его из меди из великолепных (женских) зеркал» (Шемот 38:8). Потому сказали наши мудрецы (мир их праху), что в водах этого умывальника была проверка женщины на её служение Богу.

Опять-же гласили наши мудрецы (мир их праху), что все драгоценности и камни, которые были пожертвованы для потребности исполнения Св.Обители - - были позаимствованы у египтян : «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Шемот 12:35-36) – то есть все они так или иначе принадлежали Ему (Благословенно Имя Его) . Отсюда мы определяем, что всё то, что мы даем Ему (Благословенно Имя Его) – дано нам от Него, и что Он и только Он (Благословенно Имя Его) возвращает нам умноженное в несколько раз взамен того, что мы вернули Ему, и не только лишь из аспекта вещественного , но также и с духовного.

Раздел "Пиккуде"

После раздела "Ва-Йакгель" по порядку следует раздел "Пиккуде" , который так же заканчивает книгу «Шемот» (Исход) , в которой сыны израилевы вышли из Египта , из рабства на волю . Слово же «Пиккуде», смысл его – деньги исчисления (назначенные на постройку Св.Обители и собранные с помощью всей общины) , на которые и была сделана Св.Обитель : «С шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсиклю с человека, считая на сикль священный.» (Шемот 38:26) - ибо всё здание Св. Обители было составлено из выкупа душ всех членов общины . И в предшествующих главах мы подчеркивали , что в преобразовании Обители и святой одежды Агъарона и его сыновей, а так же числа колен сынов израилевых, есть прямая связь с Высшим и Промежуточным Мирами. Потому и постройка Обители в соответствии с предположением наших мудрецов (мир их праху) исполнилась первого числа месяца нисан , день, в который была создана Вселенная, и именно в этот месяц сыны израилевы вышли из Египта ..

Потому существует непосредственная связь между строительством Обители и её принадлежностей и Обновлением Вселенной (Хиддуш гъа-Олам), между исходом сынов израилевых из Египта и завершением книги Шемот (книга Исхода сынов израилевых из Египта), а также началом книги «Ва-Йыкра». С завершением Обители сыны израилевы начали идти по пустыне , облако то поднималось то снижалось , и с этого начинался новая веха в истории народа Израиля . Важно также, что чтение главы "Пиккуде" наши мудрецы привязали к началу месяца нисан и к празднику-опресноков (Песах), да будет он нам в благо и на веселье!

И да скажем : Аминь, да будет на то воля Его, Села!

Hosted by uCoz