суббота 21 в адаре 5764
13 марта 2004
автор-газзан Аврагъам Кефели (Ашдод )
Начало раздела "Ки Тисса" завершает темы предшествующих разделов «Терума» и «Течавве», потому и детализирует нам Св.Писание , каким образом (пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;Шемот 30:12) и кто (Бечальэль сын-Ури сын-Хура из колена Иуды - Шемот 31:2) должны сделать Св.Обитель и Её принадлежности : «всё так, как Я повелел тебе, они сделают скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, и стол и принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, и елей помазания и курение благовонное для святилища» (Шемот 31:6-11).
Затем предостерегает Св.Писание чтобы не делали все эти работы в субботу как написано: «Скажи сынам Израилевым так: Только субботы Мои соблюдайте, ибо это--знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой--суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это--знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Шемот 31:13-17) - несмотря на то, что все работы эти ради Всевышнего (Благословенно Имя Его!) , при всем при том запрещено выполнять их в субботу , так как есть за нарушение этой заповеди наказание истребления души (каре¥т) и смертной казни (кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;) .
Раздел "Ки Тисса" раздел наиболее наполненный чувствами от высших (10 характеристических черт Всевышнего , прошение Моше (пророка мир праху его!) известить ему порядоки Всевышнего и указывать ему Его Достоинство (Благословенно Имя Его)) и вплоть до самых низших (вина за изготовление Золтого Теленка и эпидемия в народе, связанная с этим) . Поэтому именно этот раздел отличается тремя спусками и двумя восхождениями Моше (пророк мир праху его!) на Синай :
I) В начале раздела , когда Моше (пророк мир праху его!) еще был на Синае (раздел Мишпатим , Шемот 24:1) и получил от Всемогущего скрижали, «И когда [Бог] перестал говорить с Моше на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.» (Шемот 31:18) - получает сообщение о вине, совершённой сынами израилевыми и приказ спуститься : «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он--жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,» (Шемот 32:7-11).
II) Вторично поднимается Моше (пророк мир праху его!) на Синай для того чтобы выкупить грех сыновей израилевых. Начало этой темы близко к названию раздела «прости им грех их (Им Тисса), а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.» (Шемот 32:35) . Таким образом поднимается Моисей, наш учитель, да будет мир с ним мир, еще раз : «На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.» (Шемот 32:30) , и искупил Господь за тот грех, который совершили сыны израилевы . Потому этот абзац мы читаем каждый день во время молитвы и особенно в день прощения «Йом Киппур» : «Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою» (Шемот 32:12) . На этот раз просит Моше (пророк мир праху его!) открыть ему так же две философских вещи : 1) «Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ» (Шемот 33:13) и получил ответ : «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою» (покажу законы происходящих от Меня Славу Мою твоему мышлению , бытие Моей Вселенной и его постижение), и тогда ты полностью осознаешь связь моих установлений установлений Всевышнего с помощью Его характеристических черт: Господь Жалостливый (смотри ниже) ;
2) «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою» - и ответ на него : «Сущности Моей нельзя познать , потому что не может познать Меня не-человек и не особь» (не человек и не ангел) : «Когда же будет проходить Слава Моя, Я поставлю тебя (помощь Всевышнего Моисею) в расселине скалы (наука и познание) и покрою тебя рукою Моею (познание законов Вселенной), доколе не пройду» (Шемот 33:18-22) ..
III) В третий раз заповедовал Господь Моше (пророку, мир праху его!) взойти на Синай для того чтобы что выточить там два каменных плиты : «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Шемот 34:28) и на этот раз открылись Моше (пророку, мир праху его!) 10 (или 13 в соответствии с другим распределение) характеристических черт Творца Вселенной (Благословенно Имя Его) , и вот они : «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь,
Господь (неизбежно-Существующий ; Был , Есть и Будет ; Создающий мироздание Черта Его Деятельности в Мире Высшем и Промежуточном Ангелы и Небесные Тела),
1)Бог Всемогущий сделать всё, что задумал (Промежуточный
и Низший Миры)
Далее следуют черты, характерные для Его Управления исключительно в Низшем
Мире:
2)Человеколюбивый и - т.к. все находящиеся в Низшем Мире составлены
из взаимо-противоположных слагаемых (огонь, прах, воздух и вода) и по этой причине
у них есть недостаток и перевес, они нуждаются в Сердоболии Господа (оберегании
их от вреда);
3)Милосердый, - даёт человеку то, чего он в принципе не заслуживает;
4)Долготерпеливый и не наказывает человек сразу за грехи
его, но даёт ему возможность исправиться;
5)Многомилостивый и черта для нечестивца, к которому Господь
низводит свою милость до тех пор, пока он или исправится, или добьётся наказания,
ибо Добр Всевышний к тварениям своим;
6)Истинный, - платит нечестивцу за грехи его, а праведнику
по правоте его закон воздаяния;
7)Сохраняющий милость в тысячи [родов], - если милость Господа
к нечестивцам временная, праведникам Он даёт милость на веки;
8)Прощающий вину и преступление и грех, - 3 черты: преступление
больше греха (хотя оба преднамеренны) , вина же по ошибке (в мыслях или
в делах) праведникам, которые вернулись от нечестивых дел напротив:
9)Но не оставляющий без наказания, - нечестивцам, пытающимся обмануть
Господа;
10)Наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого
рода» (Шемот 34:6-7) ибо Всевышний ожидает до 3 или 4 поколения,
чтобы изгладить потомство нечестивых с Лица Земли.
- данные характеристические черты были даны в качестве ответа на вопрос
Моисея (нашего учителя, да будет мир с ним) открой мне путь Твой, дабы
я познал Тебя , и этими характеристическими чертами обязанны руководствоваться
сыны израилевы, чтобы быть подобными Ему (Благословенно Имя Его) и быть святым
народом Его ..
Затем Всевышний дает Моше (пророк мир праху его!) заповеди, связаные со вступлением в Землю Израиля :
15 |
Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; |
16 |
и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. |
17 |
Не делай себе богов литых. |
18 |
Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. |
19 |
Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; |
20 |
первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. |
21 |
Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. |
22 |
И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года; |
23 |
три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, |
25 |
Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. |
26 |
Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. |
В течении 3 восхождений на Синай наш учитель Моисей (да будет с ним мир) каждый раз хлеба не ел и воды не пил сорок дней и сорок ночей (Шемот 34:28) и из за этого тело его очистилось , и возсияло лицо его : «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало» (Шемот 34:33) - и это из за того, что он взошел на ступеньку одухотворенности, наиболее высокую среди всех людей, и поэтому стал подобно ангелу на Земле .
Вывод : Данные характеристические черты не только лишь черты Всевышнего (Благословенно Имя Его), мы должны вести себя в соответствии с ними, быть сердобольными (принимать участие в страдании других) , милосердными (давать другим без вознаграждения), долготерпивыми (прощать другим), быть добрыми (делать благо другим) и честными (делать то, что мы гарантировали , судить справедливо) тогда и Всевышний воздаст нам добро на веки, и простит нам грехи и виновность вплоть до четвертого поколения; и мы приблизимся с божьей помощью к достоинству нашего учителя Моисея (да будет мир с ним) став ангелами в Мире Будущем Мире Вечном .
Благословенный Господь навеки! Аминь и аминь!