НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ «ЙИТРО»


Шаббат 23 шевата 5764
февраль 2004
газзан Аврагъам Кефели .

Недельный раздел Торы является смысловым центром всего Священного Писания , ибо именно в нём сыны Израиля получили на горе Синай Его основную часть – Десять заповедей , которые являются основой всех остальных заповедей, будь то заповеди между Создателем Вселенной и между его творениями, или же между самими людьми .

Вопрос ученика гласит : " Если нам известно, что десять заповедей вытекают из человеческого разума, как мы можем доказать , что Заповеди эти даны именно Всевышним на горе Синай, а не являются продуктом человеческого разума ? " .

Ответ мы найдём во вступлении , которым мы предваряем чтение Десяти Заповедей в кенасса: «Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых!» (Иов 28-12,13). Именно этот абзац говорит нам о том, что человек по природе своей не может знать цены Её, и Она не обретается на земле живых. Поэтому важно знать, что вся человеческая Цивилизация за тысячи лет своего существования не додумалась до этих понятных и логичных истин . Потому заповеди эти даны исключительно Всевышним и не были придуманы человечеством . Как доказательство, проанализируем Десять Заповедей (Декалог). Насколько возможно, чтобы они вытекали из человеческой природы?

«Да не будет у тебя других богов предо Мною. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Шемот 20:3-5) – Природа человеческая – воспринимать только видимое. Категория духовного была слишком сложной для древнего человека. Потому даже после передачи сынам Израиля Десяти Заповедей , они сделали себе тельца, что говорит о том, что вера в связующую силу, будто бы посредничающую между Высшим и Низшим мирами , - до сих пор не искоренилась в народе , потому и пришлось сынам Израиля ходить 40 лет по пустыне, чтобы искоренить её.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой--суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» - суть соблюдения субботы заключается в вере в Созидание Вселенной и Создателя Вселенной , а мысль человеческая далека чтобы постигнуть это самостоятельно . Потому гласят мудрецы : «Не верующий в субботу, не верует в Создание Вселенной . Не верующий же в Создание Вселенной не верует в Создателя Вселенной и во все Его заповеди» .

" Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе." – Не смотря на то, что заповедь эта логична, и человек должен быть благодарен своим родителям за то что те создали его, тем самым будучи соучастниками Творческого Акта Всевышнего; тем не менее мы видим, что многие народы мира не знали этой заповеди. Так например в Японии родителей по достижении ими определённого возраста, отправляли на вершину горы, где они, оставшись наедине с силами природы, умирали в холоде и голоде. Даже отношение к царю (кагану) у кочевых народов было подобно волчьему стаду. Его убивали тогда, когда он уже не был способен вести войско на войну.

«Не убивай!» – тоже на первый взгляд логичная заповедь. Ибо для существования человеческого рода требуется сохранение жизни каждого его индивидуума. Тем не менее даже в Эладе - государстве философов и мудрецов (Аристотель, Платон, Пифагор и многих других) закон, хотя и не дозволял убийство свободных граждан, тем не менее считал прирогативой родителей убийство своих детей . Закон же Спарты предписывал уничтожать слабых и болезненных детей . Убийство же рабов вообще считалось делом обычным и принятым . Кочевники-арабы до эпохи ислама закапывали своих детей в песке . Из «Жертвы Исаака» мы узнали также о том, что у язычников было принято приносить своих детей в жертву идолам.

«Не прелюбодействуй!» - заповедь эта также будучи логичной, ибо после того как мы обязаны беречь человеческую жизнь (Не убивай!), мы обязаны беречь также и честь человека (честь женщины, замужней или свободной, и её мужа). Тем не менее прелюбодейство считалось великим благодеянием в стенах языческих храмов Греции и Рима. Так например Иосиф Флавий пишет о том, что жрецы богини Изиды продавали развратникам женщин в стенах своих храмов (Древности 19:3-4).

«Не кради!» - заповедь, сама по себе очевидная, до сих пор ещё недоступна большой части человечества. Тем более, что она включает в себя также и другие проступки, как например: грабёж, лихоимство, святотатство, взяточничество, тунеядство и ростовщичество. Тора предписывает нам быть любящими правду и безкорыстными, творящими правосудие, трудолюбивыми и добросовестно выполняющими свои обязанности. Всё это к сожалению далеко от человеческой природы.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего!» - ложь вообще не оправдывается, даже в добрых целях, так как человек приучает себя к ней и становится её рабом, продолжая затем лгать подсознательно. Тем более что ложное свидетельство может привести человека к воровству, наказанию праведника и оправданию нечестивца и даже к убийству.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» - зависть и желание того, что есть у ближнего, порождает духовное неравновесие человека, побуждающее его совершать преступления. Это чувство вытекает из его животного (материального) начала, потому должен он всегда сдерживать себя, чтобы не поддаться ему и не попасть тем самым в сети следующих за ним преступлений (ложного свидетельства, воровства, прелюбодеяния, убийства и т.п.) .

В заключение отметим, что заповеди Декалога, хоть и кажутся нам логичными и самовытекающими, не нашли себе места в человеческой цивилизации. Таким образом до передачи Всевышнем Десяти Заповедей человек был «мыслящей машиной», запрограмированной на эгоизм, корысть, материальную заинтересованность (хотя бы даже и за счёт других); и, хотя человек и не был лишён чувства прекрасного и научного мышления, у него не было элементарных понятий: совесть, любовь к ближнему и пришельцу, духовной культуры. Именно об этом и написано у Иова: «Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых!». Потому, как потомки сынов Израиля, мы должны быть благодарны Всевышнему за то, что Он подарил нам, избранному народу своему, эти драгоценности (Десять Заповедей), и соблюдая их, быть примером для других, как написано: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

Hosted by uCoz