Шаббат 23 шевата 5764
февраль 2004
газзан Аврагъам Кефели .
Недельный раздел Торы является смысловым центром всего Священного Писания , ибо именно в нём сыны Израиля получили на горе Синай Его основную часть Десять заповедей , которые являются основой всех остальных заповедей, будь то заповеди между Создателем Вселенной и между его творениями, или же между самими людьми .
Вопрос ученика гласит : " Если нам известно, что десять заповедей вытекают из человеческого разума, как мы можем доказать , что Заповеди эти даны именно Всевышним на горе Синай, а не являются продуктом человеческого разума ? " .
Ответ мы найдём во вступлении , которым мы предваряем чтение Десяти Заповедей в кенасса: «Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых!» (Иов 28-12,13). Именно этот абзац говорит нам о том, что человек по природе своей не может знать цены Её, и Она не обретается на земле живых. Поэтому важно знать, что вся человеческая Цивилизация за тысячи лет своего существования не додумалась до этих понятных и логичных истин . Потому заповеди эти даны исключительно Всевышним и не были придуманы человечеством . Как доказательство, проанализируем Десять Заповедей (Декалог). Насколько возможно, чтобы они вытекали из человеческой природы?
«Да не будет у тебя других богов предо Мною. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Шемот 20:3-5) Природа человеческая воспринимать только видимое. Категория духовного была слишком сложной для древнего человека. Потому даже после передачи сынам Израиля Десяти Заповедей , они сделали себе тельца, что говорит о том, что вера в связующую силу, будто бы посредничающую между Высшим и Низшим мирами , - до сих пор не искоренилась в народе , потому и пришлось сынам Израиля ходить 40 лет по пустыне, чтобы искоренить её.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой--суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» - суть соблюдения субботы заключается в вере в Созидание Вселенной и Создателя Вселенной , а мысль человеческая далека чтобы постигнуть это самостоятельно . Потому гласят мудрецы : «Не верующий в субботу, не верует в Создание Вселенной . Не верующий же в Создание Вселенной не верует в Создателя Вселенной и во все Его заповеди» .
" Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе." Не смотря на то, что заповедь эта логична, и человек должен быть благодарен своим родителям за то что те создали его, тем самым будучи соучастниками Творческого Акта Всевышнего; тем не менее мы видим, что многие народы мира не знали этой заповеди. Так например в Японии родителей по достижении ими определённого возраста, отправляли на вершину горы, где они, оставшись наедине с силами природы, умирали в холоде и голоде. Даже отношение к царю (кагану) у кочевых народов было подобно волчьему стаду. Его убивали тогда, когда он уже не был способен вести войско на войну.
«Не убивай!» тоже на первый взгляд логичная заповедь. Ибо для существования человеческого рода требуется сохранение жизни каждого его индивидуума. Тем не менее даже в Эладе - государстве философов и мудрецов (Аристотель, Платон, Пифагор и многих других) закон, хотя и не дозволял убийство свободных граждан, тем не менее считал прирогативой родителей убийство своих детей . Закон же Спарты предписывал уничтожать слабых и болезненных детей . Убийство же рабов вообще считалось делом обычным и принятым . Кочевники-арабы до эпохи ислама закапывали своих детей в песке . Из «Жертвы Исаака» мы узнали также о том, что у язычников было принято приносить своих детей в жертву идолам.
«Не прелюбодействуй!» - заповедь эта также будучи логичной, ибо после того как мы обязаны беречь человеческую жизнь (Не убивай!), мы обязаны беречь также и честь человека (честь женщины, замужней или свободной, и её мужа). Тем не менее прелюбодейство считалось великим благодеянием в стенах языческих храмов Греции и Рима. Так например Иосиф Флавий пишет о том, что жрецы богини Изиды продавали развратникам женщин в стенах своих храмов (Древности 19:3-4).
«Не кради!» - заповедь, сама по себе очевидная, до сих пор ещё недоступна большой части человечества. Тем более, что она включает в себя также и другие проступки, как например: грабёж, лихоимство, святотатство, взяточничество, тунеядство и ростовщичество. Тора предписывает нам быть любящими правду и безкорыстными, творящими правосудие, трудолюбивыми и добросовестно выполняющими свои обязанности. Всё это к сожалению далеко от человеческой природы.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего!» - ложь вообще не оправдывается, даже в добрых целях, так как человек приучает себя к ней и становится её рабом, продолжая затем лгать подсознательно. Тем более что ложное свидетельство может привести человека к воровству, наказанию праведника и оправданию нечестивца и даже к убийству.
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» - зависть и желание того, что есть у ближнего, порождает духовное неравновесие человека, побуждающее его совершать преступления. Это чувство вытекает из его животного (материального) начала, потому должен он всегда сдерживать себя, чтобы не поддаться ему и не попасть тем самым в сети следующих за ним преступлений (ложного свидетельства, воровства, прелюбодеяния, убийства и т.п.) .
В заключение отметим, что заповеди Декалога, хоть и кажутся нам логичными и самовытекающими, не нашли себе места в человеческой цивилизации. Таким образом до передачи Всевышнем Десяти Заповедей человек был «мыслящей машиной», запрограмированной на эгоизм, корысть, материальную заинтересованность (хотя бы даже и за счёт других); и, хотя человек и не был лишён чувства прекрасного и научного мышления, у него не было элементарных понятий: совесть, любовь к ближнему и пришельцу, духовной культуры. Именно об этом и написано у Иова: «Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых!». Потому, как потомки сынов Израиля, мы должны быть благодарны Всевышнему за то, что Он подарил нам, избранному народу своему, эти драгоценности (Десять Заповедей), и соблюдая их, быть примером для других, как написано: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».